О существующих проблемах в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Алтай

 

На территории Республики Алтай по состоянию на 1 мая 2018 года учтены 118 объектов археологии федерального значения, 168 регионального,
321 вновь выявленный объект (включённые Приказом Министерства культуры Республики Алтай в перечни охраняемых государством памятников истории и культуры) и около 4000 (не включённые решениями региональных органов охраны ОКН в перечни охраняемых государством памятников истории и культуры, но стоящие в перечне объектов культурного наследия Республики Алтай).

В результате работы по формированию в электронном виде
с электронной подписью комплектов документов для регистрации объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и передаче в Минкультуры России посредством автоматизированной информационной системы «Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», приказами Министерства культуры Российской Федерации
в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
с присвоением регистрационных номеров зарегистрировано 285 объектов культурного наследия Республики Алтай, из которых статус регионального значения получили 168 памятников и 117 объектов федерального значения.

В настоящее время Министерством культуры Российской Федерации рассматривается 1 заявление и комплект документов о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры, археологического объекта федерального значения Каменное изваяние, Усть-Канский район.

В результате проведенной работы для регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации направлены документы по всем объектам культурного наследия федерального и регионального значения Республики Алтай.

Большой вклад в сохранение объектов культурного наследия должны внести и муниципальные образования.

Основными проблемами сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия в Республике Алтай являются:

во-первых, степень физической изношенности объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты;

Наряду с вопросами административного характера, которые затрудняют, делают более дорогими и долгими мероприятия по сохранению памятников, в нашей республике ситуация осложняется отсутствием нормативно закрепленного механизма финансирования таких работ.  Муниципалитеты в условиях бюджетного дефицита весьма избирательно подходят к выбору приоритетов в политике расходов, и  настороженно относятся к вопросу вложений в работы по ремонту и реставрации исторических зданий.

Проблемным вопросом для нашего региона остается привлечение средств федерального бюджета в мероприятиях по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории республики. Количество заявок и объем запрашиваемых ресурсов в ФЦП «Культура России» от Республики Алтай в части заявок на сохранение объектов культурного наследия мал.

Общей проблемой сбережения культурного наследия являются также мотивация потенциальных инвесторов в эту сферу.

Следующей проблемой нашей отрасли я бы назвал системные трудности, связанные с государственным учетом выявленных объектов культурного наследия, в частности археологических памятников.

Задача обеспечения необходимой по действующему законодательству для включения в единый реестр учетной документацией порядка тысячи объектов, оцениваемая в десятки или даже сотни миллионов рублей и рассчитанная на десятки лет, выглядит не вполне реалистичной. Очевидно, следует задуматься о механизмах упрощенного порядка включения в реестр или исключения из перечня выявленных объектов подобных памятников, тем более, что обсуждавшиеся на последнем всероссийском съезде органов охраны памятников новеллы законодательства о принятии соответствующих решений без проведения государственной историко-культурной экспертизы вряд ли коснется объектов федерального значения, какими являются археологические памятники.

Слабая вовлеченность объектов культурного наследия в сферу социально-экономического развития региона. В памятниках истории и культуры не видят перспективного ресурса, пресловутых точек роста для местных экономик; они редко фигурируют в  проектах культурно-туристической направленности, слабо используются в практиках творческих индустрий.

Слабо сформированное общественное мнение относительно необходимости более бережного и рачительного отношения к памятникам истории и культуры, нескоординированность деятельности по популяризации объектов культурного наследия, недостаточный уровень воспитания уважительного отношения жителей республики к культурному наследию, деятельность в СМИ освещаем, необходимо и МО РА проводить такую же деятельность на своих сайтах, в местных газетах писать о своих памятниках, своей деятельности в этом направлении.

Как показывает практика неконтролируемое строительство является основной причиной уничтожения и разрушения памятников. В населённых пунктах новым строительством искажается сложившийся облик исторических центров и архитектурных ансамблей, за пределами населённых пунктов уничтожаются выявленные и новые, ещё неучтённые объекты археологического наследия.

 

Проблемы по районам:

 

Шебалинский район

Необходимо осуществить установку памятника В.И. Ленина на территории населенного пункта Черга, который в настоящее время расположен в складском помещении Чергинской СОШ.

Онгудайский район

Необходимо осуществить установку памятника В.И. Ленина на территории населенного пункта Хабаровка, который в настоящее время расположен в складском помещении в одном из крестьянско-фермерских хозяйств.

Проинформировать о пользователе, проделанной работе и планах на  объекте археологии федерального значения «Петроглифический комплекс Калбак-Таш», поделиться опытом с коллегами.

Кош-Агачский район

Необходимо осуществить установку бюстов В.И. Ленина и К. Маркса на территории населенного пункта Жана-Аул, которые в настоящее время расположены на территории Музея казахов Алтая. Отсутствует информация о нахождении памятника В.И. Ленина в с. Кокоря.

Проинформировать о ситуации вокруг переноса Мемориала Славы, расположенного на территории населенного пункта Кош-Агач.

Усть-Коксинский район

Необходимо провести ремонтные работы на надмогильном обелиске одиночной могилы участника Гражданской войны в населенном пункте Красноярка Усть-Коксинского сельского поселения.

Усть-Канский район

Проинформировать о пользователе объекта археологии федерального значения «Усть-Канская пещера».

Чойский район

Уточнить сведения относительно местонахождения братской могилы участников Гражданской войны, расположенного на территории населенного пункта Салаганда Паспаульского сельского поселения.

Улаганский район

Обратить внимание должностного лица о необходимости своевременно направлять ответы на запросы органа охраны.

Чемальский район

Предоставить сведения о реконструкции памятника ВОВ в с. Ороктой.

Турочакский район

Необходимо провести корректировку сведений о захороненных на братской могиле в с. Озеро Куреево (соответствие сведений на табличке архивным сведениям).

город Горно-Алтайск

Неудовлетворительное состояние здания "магазин электротоваров", планируемые работы.

Майминский район

В окрестностях с. Улалушка Кызыл-Озекское сельское поселение расположена братская могила участников гражданской войны, учитывая удаленность и месторасположение памятника необходимо уделять приоритетное внимание.

Всем особое внимание уделять памятникам истории, отражающим события времен Гражданской войны.

Необходимо ускорить работу по оформлению прав собственности муниципальных образований Республики Алтай на объекты культурного наследия.