Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности и соблюдению

обязательных требований за первое полугодие 2018 года

Настоящий доклад обобщает вопросы применения законодательства в области охраны объектов культурного наследия Инспекцией по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай (далее – Инспекция) при организации и осуществлении федерального и регионального государственного надзора.

Основной функцией Инспекции является осуществление федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального и регионального значений, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Предметом регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (далее при совместном упоминании - поднадзорные субъекты) обязательных требований по отношению к объектам культурного наследия регионального, муниципального (местного) значения и выявленным объектам культурного наследия.

Предметом федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований по отношению к объектам культурного федерального значения.

Нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объектов культурного наследия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), Законом Республики Алтай от 6.07.2017 г. № 37-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»  (далее – Закон Республики Алтай № 37-РЗ).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.

Для применения при проведении мероприятий по региональному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия Инспекцией разработан  и утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 23.01.2018 г. № 16 Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 г. № 740 «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия».

Региональным органом охраны объектов культурного наследия разработан и утвержден административный регламент исполнения Инспекцией государственной функции «Осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Алтай».

При осуществлении государственного надзора, в том числе посредством организации и проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения, Инспекция применяет следующие нормативные правовые акты:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ1;

Федеральный закон № 73-ФЗ;

Федеральный закон от 26.12.2008 г. года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 740 «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия»;

Закон Республики Алтай № 37-РЗ;

Положение об Инспекции, утвержденное постановлением Правительства Республики Алтай от 23.10.2017 г. № 282;

Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденный постановлением Правительства Республики Алтай от 23.01.2018 г. № 16.

При проведении мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами Инспекции осуществляются следующие административные действия:

1) полное и всестороннее визуальное обследование (осмотр) объекта культурного наследия и его территории без взаимодействия с его правообладателями;

2) фотографирование и (или) видеосъемка объекта культурного наследия и его частей;

3) исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия с привлечением при необходимости экспертов, экспертных организаций, специалистов;

4) рассмотрение и анализ документов и сведений государственных органов и иных организаций, полученных в ходе организации и проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия;

5) выявление признаков, указывающих на наличие нарушений соблюдения обязательных требований (при наличии оснований);

По результатам проведения мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами Инспекции, составляется акт осмотра объекта культурного наследия.

К указанному акту могут прилагаться картографические материалы, результаты измерений, фототаблицы и другие связанные с результатами мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия документы или их копии.

В случае выявления в результате проведенных мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия нарушений требований законодательства Российской Федерации и Республики Алтай об охране объектов культурного наследия должностное лицо Инспекции, ответственное за выполнение административной процедуры, осуществляет реализацию следующих полномочий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства:

1) фиксация фактов выявленных нарушений в акте технического состояния объекта культурного наследия;

2) установление требований к видам, срокам и периодичности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в плане работ по сохранению объекта культурного наследия;

3) выдача обязательных для исполнения предписаний, предусмотренных административным регламентом;

4) при выявлении достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, возбуждение дела об административном правонарушении.

Основанием для выдачи задания на проведение мероприятий по контролю являются:

1) правовой акт Инспекции, которым устанавливается  план проведения проверок сохранности объектов культурного наследия на плановый год, перечень объектов культурного наследия и сроки проведения мероприятий по контролю;

2) обращение в Инспекцию граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах, свидетельствующих о следующих нарушениях обязательных требований:

- возникновение угрозы причинения вреда либо причинение вреда объектам культурного наследия (в случае отсутствия информации о лице, совершившем противоправное деяние);

- ухудшение технического состояния объекта культурного наследия;

- проведение работ на объекте культурного наследия без разрешения Инспекции;

- проведение изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить их целостность и сохранность;

- проведение на территориях объектов культурного наследия, а также расположенных в зонах охраны земельных участках, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия, работ с нарушением установленного порядка.

3) поручение руководителя Инспекции;

5) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом ранее выданного в рамках проведения мероприятий по систематическому наблюдению предписания, если срок исполнения такого предписания не продлен, при отсутствии достаточных данных, подтверждающих фактическое исполнение предписания.

         В первом полугодии 2018 года, в соответствии с приказом Инспекции от 29.12.2017 г. № 32 «Об утверждении плана проведения проверок сохранности объектов культурного наследия на 2018 год Инспекцией по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай» были проведены мероприятия по визуальному осмотру состояния 10 памятников археологии федерального значения, расположенных на территории Усть-Канского и Майминского муниципальных районов Республики Алтай.

По результатам проведенных мероприятий составлены акты осмотра объектов культурного наследия, в отношении территории 1 памятника археологии, расположенного в границах Майминского муниципального района от органа местного самоуправления истребованы дополнительные сведения для проведения дополнительно проверки.

По 9 памятникам археологии нарушений федерального законодательства и законодательства  Республики Алтай в области охраны объектов культурного наследия не выявлено, состояние объектов культурного наследия удовлетворительное.

На основании изложенного следует, что значительный объём работы Инспекции направлен на проведение мероприятий, связанных с проверкой состояния объектов культурного наследия, а не на проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В первом полугодии 2018 года Инспекцией было рассмотрено 2 обращения, поступившие от граждан и юридических лиц.

При рассмотрении обращений должностными лицами Инспекции давались разъяснения законодательства в области охраны объектов культурного наследия, а также проверялись доводы заявителей, изложенные в обращениях, на предмет наличия фактов нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

По результатам проведенных проверок доводов заявителей нарушений федерального законодательства и законодательства  Республики Алтай в области охраны объектов культурного наследия не выявлено.

На официальном сайте Инспекции в информационно-коммуникационной сети «Интернет» размещены правовые акты, регулирующие деятельность Инспекции в области охраны объектов культурного наследия. С 2018 года при Инспекции создан и активно функционирует Общественный совет (далее – Совет). Совет является совещательным органом и действует в целях научно-методического и экспертного обеспечения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Совет объединяет в своем составе представителей органа охраны объектов культурного наследия, научного и профессионального сообщества, а также общественных деятелей, что позволяет на высоком профессиональном уровне решать сложные многоаспектные задачи по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Республики Алтай.

В целях профилактики нарушений обязательных требований Инспекция:

Разместила в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;

одним из главных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований является выдача заключений о наличии/отсутствии объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ.

Дополнительным действием по профилактике правонарушений является направление сведений о границах объектов культурного наследия для внесения в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Установленные границы позволяют предотвратить повреждение объекту культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности.

Типичными нарушениями органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований являются:

нарушение порядка проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, установленного Федеральным законом № 73-ФЗ;

 несоблюдение сроков проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленных актами технического состояния объектов культурного наследия, являющихся неотъемлемой частью охранных обязательств;

размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия;

проведение работ на объекте культурного наследия без соответствующего разрешения;

неполучение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия.

В первом полугодии 2018 года Инспекцией выданы 11 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Возражений на выданные предостережения не поступали. Предостережениями предписывалось исполнить обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по регистрации прав собственности на объекты культурного наследия регионального значения (сооружения, земельные участки в границах объектов культурного наследия), расположенных на территории муниципального образований Республики Алтай, в отношении которых на момент составления предостережений права собственности на сооружение и земельные участки не зарегистрированы.

В первом полугодии 2018 года законность решений, принятых Инспекцией не оспаривались.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!