19 января 1989 года

          30 лет назад в районе гардинно-тюлевой фабрики обнаружена братская могила жителей Горного Алтая, арестованных в годы сталинских репрессий и расстрелянных в 1937 г.

         Жертвами политических репрессий были представители творческой интеллигенции, учителя, видные партийные, советские и хозяйственные работники, простые труженики Горного Алтая. 25 лет назад, в октябре 1994 г., вблизи места нахождения останков расстрелянных людей, установлен памятник всем жертвам политических репрессий в Горном Алтае. Автором памятника является горно-алтайский скульптор Богомолов П.И.

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2019 год

 

17 марта 1974 года

          45 лет назад утвержден эскизный проект Мемориала погибшим воинам – землякам и парка Победы

         Автором эскизного проекта Мемориала погибшим воинам–землякам и парка Победы является архитектор Я.Я. Титтер. Сам Мемориал открыт в 1977 г. Авторами комплекса стали архитекторы Я.Я. Титтер, П.К. Тимошенский, скульптор А.В. Гурьянов. Мемориал состоит из центральной стелы с надписью: «Никто не забыт, ничто не забыто» и восьми пилонов с фамилиями воинов, погибших и не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. В центре композиции установлен Вечный Огонь.    Перед входом на Мемориал, слева и справа находятся артиллерийское орудие и танк Т-134, а также одиннадцать постаментов со священной землей городов-героев.

         На Аллее Героев, протянувшейся по обеим сторонам от центральной части мемориала, размещены двадцать пять гранитных бюстов Героев Советского Союза, призванных на войну из Горного Алтая. Бюсты были изготовлены из серого среднезернистого гранита группой скульпторов под руководством архитекторов Г. Ишкильдина и А. Локтева. Каждый год в День Победы все горожане собираются к Мемориалу Славы, чтобы почтить память земляков, отдавших свою жизнь за Родину.

         Памятник истории является объектом культурного наследия регионального значения.

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год, паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

16 октября 1989 года

b_250_150_16777215_00_images_News_161089.jpg          30 лет мемориальному дому-усадьбе Григория Ивановича Чорос-Гуркина. Для увековечивания памяти выдающегося художника, основоположника алтайского изобразительного искусства и политического деятеля Григория Ивановича Чорос-Гуркина Горно-Алтайский облисполком 16 октября 1989 г. принял решение о создании в с. Анос Шебалинского района мемориального комплекса «Усадьба художника Г.И. Гуркина».

         В 1990 г., в год 120-летия художника состоялось торжественное открытие Дома-музея, на котором присутствовали руководители Горно-Алтайской автономной области, представители культуры и искусства, потомки художника.

         Выдающийся алтайский живописец с 1903 по 1937 г. жил и работал в Аносе. Его усадьба состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, флигеля, шестигранного аила, хозяйственных построек, большого сада и пруда. Здесь были созданы все наиболее значительные произведения мастера: «Хан Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни», «Катунь весной», «Белуха», а также десятки других больших и малых полотен, хранящихся сегодня в музеях Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга.

         В 1937 г. после расстрела Г.И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз имени Кирова с. Анос. В мастерскую перевели Ойротскую художественную школу. Во время войны шестигранный аил и хозяйственные постройки были разобраны на дрова; мастерская, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.

         С 1956 г. после реабилитации Г.И. Чорос-Гуркина дважды: в 1957 г. и 1982 г. предпринимались попытки восстановления усадьбы, но они оказались безуспешными. Только в октябре 1989 г. было принято решение о восстановлении усадьбы.

         В 1992 г. на доме художника установили мемориальную доску. В 1996 г. постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай дом-усадьбу художника Г.И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района включили в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.

С целью завершения восстановления исторического облика усадьбы в соответствии с современными государственными требованиями и оптимизации условий финансирования объекта постановлением Правительства Республики Алтай ей в 2005 г. был придан статус Музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина как филиала Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина. В связи с празднованием 140-летия Г.И. Чорос-Гуркина распоряжением Правительства Республики Алтай от 2 декабря 2009 г. за № 606-р был проведен ряд мероприятий, в том числе реконструкция в 2010 г. художественной мастерской живописца. Торжественное открытие мастерской состоялось 25 января 2011 г.

         Приказом Министерства культуры Республики Алтай от 26 октября 2015 года № 266-п «О включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Алтай», дом-усадьба художника включена в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Алтай.

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год, паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

28 октября 1869 года

       b_146_196_16777215_00_images_News_281069.jpg   150 лет со дня рождения ученого, этнографа, композитора Андрея Викторовича Анохина (28.10.1869 – 31.08. 1931 гг.)

         Андрей Викторович Анохин родился в селе Правые Ламки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Виктора Захаровича Анохина. В начале 1870-х гг. семья Анохиных переехала на Алтай и поселилась в Бийске. Здесь А.В. Анохин окончил местную церковно-приходскую школу, а позднее Бийское катехизаторское училище. В 1894 – 1897 гг. он учился в Московском Синодальном училище церковного пения и на отделении регентских классов Петербургской певческой капеллы.

         В 1907 г. Андрей Викторович стал членом Томского отделения Русского музыкального общества и членом Томского общества изучения Сибири, руководимого сибирским областником и видным ученым-этнографом Г.Н. Потаниным.

         До 1917 г. А.В. Анохин жил в Томске, где преподавал в Духовном (мужском) и Епархиальном (женском) училищах, в Духовной и Учительской семинариях, в мужской гимназии, руководил церковным хором Архиерейского кафедрального собора. Одновременно он был регентом Троицкого кафедрального собора.

         В 1908–1909 гг. А.В. Анохин совершил экспедиции в Тыву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай, в ходе которой он изучал местные языки и диалекты и собирал богатейший полевой материал по фольклору и народной музыке тюркских народов. С 1914 г. Андрей Викторович принимал участие в экспедиции по Средней и Восточной Азии по заданию Русского комитета при Академии Наук.

         С результатами своих научных изысканий он выступал на заседаниях Императорского Русского Музыкального общества, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). Так, в 1908 г. он выступил с докладом «Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов, шорцев», в 1910 г. с докладом – «Об азиатской музыке тюркских и монгольских племен».

         А.В. Анохин собрал более 500 текстов народных песен, записал около 800 напевов алтайцев, телеутов, хакасов, тувинцев. Сам написал около 100 вокальных произведений, сюиту «Хан Алтай» в пяти частях для хора и струнного квинтета, сценические поэмы «Хан Эрлик», «Талай Хан» и др. Его знаменитый «Хан Алтай» и сегодня с большим успехом исполняется в концертных залах России, на столичной сцене, в Санкт-Петербурге и многих других городах РФ.

         В 1917–1919 гг. А.В. Анохин читал лекции по этнографии Алтая и преподавал пение на педагогических курсах в с. Чемал. В 1920 г. он, по приглашению Алтайского губернского отдела народного образования. переезжает в Барнаул, где преподает пение и краеведение в 22-ой школе и в школе имени III Коминтерна. В 1926–1929 гг. А.В. Анохин работал в Улалинской опытно-показательной школе III ступени (позднее реорганизованной в педтехникум), где преподавал алтайский язык и краеведение.

         По инициативе А.В. Анохина и Г.И. Гуркина в 1918 г. был открыт Ойротский областной краеведческий музей, основу которого составила коллекция архивных материалов известного исследователя Алтая Н.С. Гуляева. С 1927 г. и до конца своей жизни А.В. Анохин работал научным сотрудником Ойротского краеведческого музея. Ныне Национальный музей Республики Алтай с 1990 г. носит имя А.В. Анохина.

         В ноябре 1927 г. состоялся первый Ойротский областной краеведческий съезд, на котором А.В. Анохин обосновал необходимость систематического и планомерного изучения культурного наследия народов Горного Алтая. Он был избран в краеведческий совет при Ойротском областном отделе народного образования, созданного участниками съезда.       Он автор работ: «Материалы по шаманству у алтайцев» и «Душа и ее свойства по представлению у телеутов» и множества других.

9 мая 1929 г. А.В. Анохин стал членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения. Он активно сотрудничал с учеными и исследователями Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Томска, Барнаула.

         А.В. Анохин умер 31 августа 1931 г. во время очередной командировки. Похоронили его по алтайским обычаям в урочище Куюм Чемальского района.

         Могила исследователя взята на государственную охрану, зарегистрирована в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 

Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год, паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

31 октября 1994 года

   b_111_145_16777215_00_images_News_311094.jpg       25 лет назад состоялось торжественное открытие памятника жертвам политических репрессий в Горном Алтае

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год

 

 

 

 

 

1929 год

          90 лет назад археологом М.П. Грязновым был раскопан Первый Пазырыкский курган, остальные четыре изучались С.И. Руденко спустя двадцать лет, в 1947 – 1949 гг. В обледеневших гробницах до нас дошли одежда, украшения, предметы туалета, музыкальные инструменты: тамбурин и арфа, конская сбруя, мех из Китая, ковер и ткани из Средней Азии, повозки и много другое. В деревянных саркофагах-колодах содержались мумии вождей и их жен. За северными стенками бревенчатых погребальных камер находились конские захоронения. В целом, большие курганы датируются в пределах V – IV вв. до н.э.

         В Первом Пазырыкском кургане были обретены останки вождя, десять богато украшенных лошадей рыжей масти. Головы двух лошадей оказались покрыты масками, представляющие значимые археологические артефакты скифской эпохи. Одна из них была сшита из войлока темно-коричневого цвета, покрытая тонкой кожей. К верхней части маски прикреплены, рога, имитирующие рога северного оленя, сшитые из толстой кожи. К каждой ветви рога пришиты по семь отростков. По обе стороны от рогов пришиты кожаные уши, просунутые в специальные отверстия – прорези. Щечные лопасти маски оформлены фигурными лопастями, густо покрытых орнаментом. Края щёчных лопастей скреплялись двумя кожаными ремнями, завязанных под челюстью лошади. Рога, уши, щёчные лопасти маски окрашены в красный цвет. На переднюю часть маски наклеено вырезанное из меха изображение дикого животного: тигра или гепарда. Изображение зверя схематично окрашено синим цветом и покрыто золотыми кружками.

         По мнению М.П. Грязнова, маска являлась предметом религиозного культа горно-алтайских скифов.

         Памятник археологии является объектом культурного наследия федерального значения.

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год, паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

         85 лет назад начато строительство (окончено в 1936 г.) первого в мире двухцепного висячего моста

         Мост через Катунь был построен в с. Иня Онгудайского района. Это был один из объектов строительства Чуйского тракта, выполненный по дипломному проекту выпускника Московского автодорожного института Сергея Афанасьевича Цаплина, который и руководил его строительством. Не случайно, этот объект истории до сих пор называется «Цаплинским мостом».

         Памятник архитектуры является объектом культурного наследия регионального значения.

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год, паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

         65 лет назад гора «Белый камень», расположенная за с. Усть-Кан рядом с трассой Усть-Кан – Усть-Кокса приобрела мировую известность как памятник эпохи раннего палеолита  

b_250_150_16777215_00_images_News_65let.jpg

          Известный ленинградский археолог С.И. Руденко, исследовав в горе «Белый камень» пещеру, установил, что в ней располагалась палеолитическая стоянка древних людей. Он датировал ее мустьерским временем с теплым климатом, предшествующим последнему оледенению. Исследователь Л.М. Чевалков пришел к выводу, что по всем признакам эта пещера оказалась древнее всех известных в то время стоянок не только Алтая, но и всей Сибири.

         Памятник археологии является объектом культурного наследия федерального значения.

 Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год, паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

2018 год


3 октября

 b_221_147_16777215_00_images_2018_01_IMG_0071.JPG   145 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, талантливого землепроходца, исследователя Сибири, строителя Чуйского тракта Вячеслава Яковлевича Шишкова (03.10.1873 – 06.03.1945 гг.).

         Вячеслав Яковлевич родился 3 октября 1873 года в г. Бежецке Тверской губернии в купеческой семье. Учился в частном пансионе. В 1891 году окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения. В 1894 – 1916 гг. работал в Томске, где познакомился и подружился с Г.Н. Потаниным.

         Участвовал в геодезических экспедициях, с 1903 года был руководителем многих из них. В 1913 году в Бийск прибыла изыскательская партия Министерства путей сообщения под руководством техника Вячеслава Шишкова. Ему предстояло определить наилучший вариант прокладки Чуйского тракта. Вячеслав Яковлевич предложил правобережный по отношению к Катуни вариант, впоследствии утвержденный и воплощенный в жизнь. В 1916 году перевёлся в Министерство путей сообщения в Петрограде (управление шоссейных дорог), где заканчивал проект Чуйского тракта.

         Работа в Чуйской экспедиции обогатила Шишкова жизненными наблюдениями, фольклорными записями и материалами о положении коренного населения Алтая, которые легли в основу будущих его произведений.

В знак благодарности и признания особых заслуг перед Горным Алтаем трудящиеся нашей республики к 100-летию со дня рождения писателя, воздвигнули ему мемориальный знак, установлен он не на стене здания, как принято обычно, а при дороге, на 468 км (+100) автомобильной дороги федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» (по направлению «Новосибирск – Ташанта»). Памятник истории является объектом культурного наследия регионального значения.

Торжественное открытие мемориала состоялось 4 октября 1973 года.

Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год / Горно-Алтайск: Издательство «Полиграфика», 2017 г.; Паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

3 октября

  b_219_146_16777215_00_images_2018_01_IMG_2402.JPG       110 лет со дня рождения советского археолога, историка, этнографа Алексея Павловича Окладникова (03.10.1908 – 18.11.1981 гг.).

         Алексей Павлович родился в деревне Константиновка (верхняя Лена, Знаменская волость, Иркутская губерния) в семье сельского учителя. После окончания школы в 1925 году, Окладников прибыл в Иркутск, где поступил в Иркутский педагогический институт. В 1926 году опубликовал первую статью «Неолитические стоянки на Верхней лене». Двумя годами позже совершил первую научную экспедицию по реке Лене; им были повторно открыты Шишкинские писаницы.

         Благодаря успешным археологическим работам на молодого ученого обратили внимание в столичных научных кругах. В 1934 году Алексея Павловича пригласили в аспирантуру Академии истории материальной культуры в Ленинград. Через два года Окладниковым была защищена кандидатская диссертация. В 1947 году ему присуждена степень доктора исторических наук. В 1961 году перешел работать в Сибирское отделение АН СССР (Новосибирск, Академгородок), где его в 1966 году назначили директором Института истории, филологии и философии. В этой должности он проработал до своей кончины.

                В Горном Алтае Алексей Павлович сделал немало археологических открытий, где особое место занимает открытие Улалинской палеолитической стоянки. В результате раскопок рыхлых глинистых отложений Улалинского холма исследователями была собрана коллекция примитивных изделий первобытного человека из желтого кварцита, который в изобилии имеется в окрестностях и русле реки Улалинка. Каменную индустрию Улалинской стоянки А.П. Окладников отнес к категории кварцитового палеолита, а по технике расщепления квалифицировал как разновидность галечной технологии. Он же отметил аморфность и морфологическую неустойчивость готовых изделий и подчеркнул их сходство с древнейшими галечными орудиями из Пенджаба и Африки.

         Улалинская стоянка является первым памятником в Сибири, отнесенный к такому глубокому периоду древности. До сих пор является одним из немногих памятников палеолита в Сибири, имеющим такой возраст. Памятник археологии имеет большое значение для научно-исторического изучения. Материалы раскопок находятся в городе Новосибирске (Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук), является объектом культурного наследия федерального значения.

  Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год / Горно-Алтайск: Издательство «Полиграфика», 2017 г.; Паспорт объекта культурного наследия регионального значения.

 

7 ноября

   b_239_179_16777215_00_images_2018_01_DSCN7213.JPG      60 лет назад в городе Горно-Алтайске состоялось торжественное открытие памятника Владимиру Ильичу Ленину (1958 г.).

         7 ноября 1958 года в 10 часов утра председателем Горно-Алтайского горисполкома М.Ф. Федориным был открыт митинг, посвященный установке памятника на центральной площади города Горно-Алтайска вождю мирового пролетариата – Владимиру Ильичу Ленину. Скульптура В.И. Ленина в бронзе отлита в городе Ленинграде. Ее авторы известные художники Т. Мамедов и О. Эльдаров. Высота памятника вместе с постаментом составляет более 11 метров. По модели художников было сделано два таких памятника. Один установлен в столице Латвии в городе Риге, а второй благодаря находчивости бывшего председателя облисполкома Ч. Кыдрашева, оказался в столице Республики Алтай. Почетное право на открытие памятника было предоставлено помощнику мастера ткацкой фабрики, передовику производства Д.П. Хаустову; лучшей доярке области Н.Н. Акатьевой; представителю интеллигенции города, персональному пенсионеру П.И. Чевалкову, старейшему коммунисту, персональному пенсионеру Васильеву. Об историческом моменте данного события выступил секретарь ОК КПССС Н.С. Лазебный, от городской комсомольской организации приветствовал присутствующих секретарь ГК ВЛКСМ Ф.Л. Таушканов, от пионеров школ города председатель Совета дружин, отличница школы № 12 – Зезикова Галина. После закрытия митинга был исполнен Гимн Советского Союза. Центральная площадь города стала именоваться именем В.И. Ленина.

         Памятник истории является объектом культурного наследия регионального значения.

Источник: Хронограф Республики Алтай на 2018 год / Горно-Алтайск: Издательство «Полиграфика», 2017 г.; Паспорт объекта культурного наследия регионального значения.