Республика Алтай является уникальным регионом, обладающим древнейшей реликтовой культурой. Уникальные географические и исторические условия наложили свой отпечаток на культуру и историю народов, населявших этот регион. Объекты культурного наследия Республики Алтай  неповторимы и невосполнимы. Они представлены не только уникальными в мировой археологии мерзлотными курганными комплексами, памятниками наскального искусства, памятниками письменности и изваяниями, но и  памятниками монументального искусства и архитектуры.

         Конституция Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры и дает конституционное право каждому на доступ к культурным ценностям. Федеральным законом Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» законодательно введён термин «объекты культурного наследия», которые в свою очередь  подразделяются на «памятники», «ансамбли» и «достопримечательные места». Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

         Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 12 сентября 2017 года № 198 образована Инспекция по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай. Ранее многие годы, данные функции осуществляло Министерство культуры Республики Алтай. Создание нового регионального органа исполнительной власти Республики Алтай обусловлено исполнением требований федерального законодательства, так законодательством установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не должны быть наделены иными функциями.

         Основными задачами регионального органа исполнительной власти являются:

         обеспечение государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай;

         осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.

         Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

В рамках деятельности по сохранению объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия планирует в  2018 году совместно с Управлением Росреестра по Республике Алтай и Филиалом ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Республике Алтай приступить к реализации мероприятий по установлению границ объектов культурного наследия, расположенных на территории региона. Указанные мероприятия являются приоритетными, их реализация рассчитана не на один год. Инспекция по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай также намерена продолжить работу по регистрации объектов культурного наследия, расположенных на территории региона в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

         При осуществлении надзорной деятельности, региональный орган охраны объектов культурного наследия планирует проводить мероприятия по надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия со стороны физических и юридических лиц, являющихся собственниками или законными пользователями памятников истории и культуры. Кроме того, Инспекция по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай планирует усилить проведение мероприятий по мониторингу текущего состояния объектов культурного наследия. На основе результатов мониторинга объектов культурного наследия будет реализовываться не только оперативное и адекватное складывающейся ситуации правовое регулирование вопросов государственной охраны объектов культурного наследия, но и меры фактического влияния на негативные факторы.

         Особое внимание региональным органом охраны объектов культурного наследия уделяется вопросам исключения возможности нанесения ущерба объектам археологического наследия. Здесь важнейшим направлением деятельности становится выдача заключений по земельным участкам, отводимым под строительство, организация и проведение археологических исследований территорий объектов нового строительства, прокладке автотрасс, трубопроводов, линий связи  и прочее.

         Обращая Ваше внимание, отмечаем, что согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», археологические памятники, со дня обнаружения являются государственной собственностью и подлежат охране. Свободный оборот археологических артефактов, а также археологические разведки и раскопки без специального разрешения (открытого листа), выдаваемого Министерством культуры Российской Федерации запрещены и преследуется в соответствии с действующим законодательством. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за:

         нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны (ст. 7.13);

         организацию или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);

         уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 7.14.1, применяется только в отношении юридических лиц);

         ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15);

         уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (ст. 7.33).

         Размер административного штрафа составляет от одной тысячи пятисот рублей до двадцати миллионов рублей на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за:

         уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия… или культурных ценностей (ст. 243);

         нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия (ст. 243.1);

         незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя (ст. 243.2);

         приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175);

         хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения (ст. 164).

         Непосредственно против действий «черных копателей» направлены статьи 243.1 и 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовная ответственность может наступить в случае, если в ходе незаконных археологических полевых работ по неосторожности будет поврежден, либо уничтожен объект археологического наследия. Таким образом, объяснения «копателя» о том, что памятник археологии не был обозначен на местности, и он не знал, что осуществляет работы на территории памятника, становятся бессмысленными.

Таким образом, наша с Вами задача как должностных лиц заключается в том, чтобы не допускать нарушений закона.

         Так же как и другие ресурсы региона, историко-культурные требуют сохранения, умножения, эффективного, но бережного использования.

Основными видами использования памятников истории и культуры являются следующие:

1) использование по первоначальному назначению,

2) использование в качестве производственных, служебных и торговых помещений, в качестве музеев, библиотек, художественных и музыкальных школ, домов культуры, санаториев,

3) использование в качестве первоисточников информации по истории человеческого общества и природы,

4) использование в качестве объектов экскурсий, туризма, центров научного просвещения и воспитания,

5) использование в символике городов и районов области, в качестве исторических  реликвий  региона или страны,

6) использование в качестве бренда региона, муниципальных образований, фирм, товаров и услуг.

Значительное число памятников архитектуры  изменило свое первоначальное назначение и приспособлено для использования в качестве производственных, служебных и торговых помещений. Приспособление памятников для современного использования нанесло ощутимый ущерб их историческому облику, особенно интерьерам,  снизило их художественную ценность и ограничило возможность памятников для их использования в качестве эталона архитектуры в сферах просвещения, воспитания, туризма, рекламы. Соответственно серьезного внимания требуют вопросы проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Включение памятников истории и культуры  в  экскурсионные программы и сферу туристического бизнеса является наиболее распространенной и экономически эффективной формой их использования.

         В целом деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны объектов культурного наследия  нуждается в улучшении.